Роботы-2007
Бум в развитии военных роботов
Когда в 2003 году мы писали о программе роботизации американской армии Future Combat Systems, там фигурировал 2015 год, как один из этапов ее реализации. Конечно, тогда многим казалось фантастичным, что в бой пойдут роботанки, солдат заменят легкие гусеничные и колесные машины, а вся эта армада будет управляться одним или несколькими операторами, которые сидят за компьютерным дисплеем и работают в стиле игры в Starcraft. Но несмотря на весь скепсис множества аналитиков, события стали развиваться гораздо быстрее, и, например, если Министерство Великобритании реализует свои планы в следующем году, то это можно будет считать определенным промежуточным итогом программы.
У столь бурного развития военной робототехники есть множество причин, основные из которых:
- Как ни печально, но… войны, терроризм и т.п., имеющие место на сегодняшний день. Соответственно, есть войны – есть и заказы, причем долгое время спрос намного превышал предложение. И если год назад мы могли писать о глобальных космических программах, роботах, которые осваивают и исследуют новые планеты, то сейчас основное внимание всех сосредоточено только на военных технологиях: «надо вооружаться — добро должно быть с кулаками», примерно так.
- Отказ производителей роботов от излишнего усложнения. Например, многие хотели внедрить искусственный интеллект в военные машины, чтобы они вели себя на поле боя (или в рамках других операций) автономно, то есть самостоятельно принимали множество решений. Это дорого и трудоемко. Чтобы удешевить процесс, целесообразно предусмотреть «разум» на уровне командного центра управления, а самих роботов сделать простыми марионетками.
- Пересечение технологий. На самом деле, та элементная база, которая разрабатывалась для тех же современных солдат, космических технологий и т.п., пришлись впору и «роботоделам». Самый простой пример — картриджи питания, которые изначально создавались для солдат, вернее, для килограммов электроники на них одеваемой, хорошо подходят и для небольших беспилотных роботов. Большие же беспилотные машины основываются на реальных военных механизмах, работают на том же бензине или дизеле. О материалах говорить даже не будем, потому как кевлар и т.п. используются практически везде…
- Технологическое взаимодействие в области военной робототехники разработчиков из разных стран и континентов.
- Растущие требования в области автоматизации охранных технологий для сложных и больших объектов.
Ведь на самом деле, когда все программы по всевозможным «роботизациям» только имели вид проектов-предположений, никто даже и не предполагал, как это быстро может реализоваться. Причем…
Одна из телепрограмм по Discovery…
Вообще, по русскоязычному Discovery иногда проходят очень интересные программы, а в начале августа этого года была показана передача «Future Weapons» («Оружие будущего»). Создана она в 2007 году, и во многом демонстрирует текущее состояние дел с вышеупомянутой Future Combat Systems. Естественно, некоторые технологии не рассматривались в деталях, все преподносилось в стиле «американская армия самая современная, какой же мы можем ее увидеть в будущем?», но можно отметить и интересные моменты.
Например, Crusher. На его разработку ушло около двух с половиной лет, причем стартовала она в 2001 году. Данная машина может управляться дистанционно и самостоятельно перемещаться из пункта А в пункт Б. Для нашего опытного читателя в этом нет ничего нового, поскольку о DARPA Grand Challenge широко известно. Естественно, главная сфера применения Crusher в его автономноуправляемой части — беспилотная доставка грузов по природному ландшафту на определенное расстояние. С точки зрения схематики, разработчики пошли по самому простому (хотя и дорогому в реализации) пути. Спереди машины установлено четыре лазерных сканера, и еще по одному - с каждого бока (всего шесть. Соответственно, робот вполне может передвигаться «наощупь». Видеокамеры выполняют функцию не только передачи картинки для дистанционного управления человеком, но и для создания полноценной трехмерной карты (данные с камер совмещаются с информацией от лазерных сканеров). Специалистами было отмечено, что в сложных ситуациях машина ведет себя как и человек(!), то есть останавливается, как бы задумавшись (в это время идут расчеты наиболее оптимального варианта), а потом двигается по выбранной дороге.
Естественно, такого рода задачи очень сложны в исполнении, поскольку сам блок принятия решений должен предусматривать достаточно большую глубину расчетов. В общем, здесь больше подойдет сравнение с хорошей шахматной программой. Еще стоит отметить очень сильную, хорошо продуманную ходовую часть машины, благодаря которой разработчикам удалось найти некий баланс между простотой ПО и «крутостью» железа. Например, если вы начнете писать программное обеспечение для миниатюрного робота, то каждый камень на дороге — это уже проблема, а ведь в том же Crusher данное препятствие можно вообще не учитывать. В общем, машина получилась великолепная.
Причем обратите внимание на старт разработки (2001) и время, за которое она была завершена на практическом уровне (два с половиной года). Получается, что данное решение было реализовано до гонок DARPA Grand Challenge. Если нет никакой путаницы с датами, то очевидно, что еще до самих состязаний (причем первые прошли неудачно) такая машина у американских военных уже была.
Также в телепрограмме были продемонстрированы такие новинки, как тактические автономные наземные сенсоры (Tactical UGS). Вещь достаточно удобная, учитывая тот факт, что она может сама закапываться (вернее, вонзаться в землю), и для ее установки нет необходимости в проведении локальной наземной операции — все делается с воздуха. Что касается «начинки», то тут все просто: акустический, сейсмический и магнитный датчики. Все это позволяет не только обнаружить потенциальную цель, но и классифицировать ее. В этом случае возможно интересное взаимодействие с самоходными артиллерийскими установками, которые могут находиться за несколько километров от самой цели.
Также разработаны системы, которые могут самостоятельно обнаруживать и атаковать цели.
JAUS и CIP
Для начала вспомним о ежегодных американских студенческих соревнованиях Intelligent Ground Vehicle Competition (IGVC). В этом году они проходили с 8 по 11 июня. И несмотря на то, что к участию допускаются лишь студенты-технари, а призовой фонд очень небольшой, все происходит под эгидой Министерства Обороны США, а основными организаторами выступают Tank Automotive Research, Development and Engineering Center (TARDEC) и Оклендский Университет (Мичиган). Чем занимается TARDEC ясно из названия, переводить не будем.
О самих IGVC прошлых лет мы уже несколько раз писали на 3DNews. Но для тех, кто не в курсе, позволим себе кратко рассказать о событиях, происходящих в рамках этих состязаний. Из практических в этом году было два этапа:
- Autonomous Challenge. Робот должен самостоятельно (без какого-либо участия человека) проехать по трассе, очерченной линиями, объезжая всевозможные препятствия. В соревнованиях прошлых лет этот вариант состязаний также присутствовал, но в упрощенном варианте — линии были белыми, а бочки и перегородки (препятствия) полосатыми, причем один из цветов также был белым. В этом году все изменилось — линии и препятствия разноцветные, препятствия могут образовывать тупики. То есть если раньше было можно пользоваться обычными видеокамерами и анализировать изображения, то сейчас лучше всего использовать лазерные сканеры, что и присутствовало практически у всех машин.
- Navigation Challenge. Дается определенный участок местности, на котором имеется множество искусственных и естественных препятствий. Роботам было необходимо достигнуть определенных точек-целей, обозначенных на карте, обогнув все препятствия, и прийти к финишу. На выполнение задания отводилось не больше пяти минут. Естественно, арсенал машин участников включал GPS.
Но… среди практических соревнований в 2007 году появилось и еще одно, факультативное. Общество Society of Automotive Engineers (SAE), являющееся официальным спонсором мероприятия, является ничем иным как разработчиком архитектуры JAUS (Joint Architecture for Unmanned Systems). Что такое JAUS по сути? Это единый протокол управления беспилотной робототехникой. То есть благодаря ему робо-танками, робо-самолетами, робо-солдатами, робо-разведчиками можно управлять, используя единую командную систему. Чтобы вы лучше понимали, о чем речь, скажем, что, например, на IGVC командам ничего не нужно было особенно разрабатывать/изобретать самостоятельно, им просто выдавался пакет JAVA based JAUS Compliance Tool Suite (JCTS), они его интегрировали в машины и все… а потом:
- Робот в автономном режиме в рамках Autonomous Challenge должен был начать движение, остановиться, поднять сигнал тревоги.
- Робот должен был получить сообщение о нахождении определенной точки-цели в Navigation Challenge.
Все сообщения передавались с командного центра (operator control unit (OCU)) по радиосвязи 802.11g.
В интервью прошлого года с CEO Macroswiss SA Cino Robin Castelli, которое вы полностью можете прочесть в материале «Евро-роботы. Часть 3», ваш покорный слуга спросил у него про QinetiQ CIP, упоминание о котором проходило в ряде документаций к устройствам и других технических документах. Вот что он тогда ответил: «Протокол QinetiQ CIP (Common Interface Protocol) позволяет отдельным независимым устройствам и подсистемам работать совместно, а управление ими производится с помощью схожих систем управления и команд из одной архитектуры. Можно сказать, что многие роботы имеют один язык управления. К тому же, с использованием CIP один робот может управляться консолью, запрограммированной для другого. CIP является частью проекта JAUS (Joint Architecture for Unmanned Systems), который используется в армии США».
Таким образом, европейские производители и не скрывают совместных действий с американскими структурами на различных уровнях, а сама глобальная система управления военными роботами уже изначально предусматривалась как наилучший вариант решения самой структуры взаимодействий. Но… стоит и одна проблема, причем существенная, на которую агентство DARPA (The Defense Advanced Research Projects Agency, подразделение DoD, т.е. Министерства Обороны США) решило потратить несколько миллионов.
LANdroids
Помните любимую у многих девушек песню: «Вне зоны доступа вы не опознаны, вне зоны доступа…» К сожалению, ваш покорный слуга не знает, кто ее исполняет, но… в общем, ситуация ясна: для любых наземных военных действий, спасательных и т.п. операций необходимо обеспечение качественной связи. Например, в вышеупомянутой программе по Discovery показывали такой сюжет: солдат сидит в засаде, открывает рюкзак, достает портативного робота-разведчика iRobot, запускает его внутрь одного из зданий, тот проводит анализ помещений, видит спрятавшегося человека, потом подбирается к карте на столе, рассматривает ее, и все это передается на экран к пославшему его солдату. Красиво, не так ли? А что делать, если перед военными находится бункер, или действия ведутся в рамках городской местности, или проводится операция спасения под завалами?
Проблемы, которые могут возникнуть в такой ситуации, хорошо знакомы любому пользователю мобильного телефона, когда он оказывается вне зоны видимости сети или же, более простыми словами, вне зоны прямой видимости радиоволн. То есть то, что описывается и показывается о роботах, их совместной деятельности, взаимодействии с человеком и т.п. пока далековато от реальности. Что делать, когда нет связи?
В дело вступило DARPA. Тендер среди разработчиков был объявлен в этом году, а сами технологические решения получили название LANdroids (из названия очевидно, что речь идет о построении некоей локальной сети).
Сами LAN-дроиды — это миниатюрные роботы, которые должны обеспечить беспроблемную связь на определенном периметре, то есть множество идентичных механизмов, работающих взаимосвязано друг с другом. В изначальной постановке задания обозначено обеспечение нескольких ключевых типов действий:
- Самоконфигурация.
- Самоорганизация. При выходе из строя одного из роботов, все остальные передислоцируются таким образом, чтобы обеспечить связь на заданном периметре.
- Связь через друг друга. Связь может происходить «по цепочке» через несколько устройств, при этом выбирается оптимальный маршрут.
- Интеллектуальная связь. Устройства предусматривают специальные возможности для обеспечения связи в труднодоступных местах, например, в непроницаемых для радиоволн помещениях, в которых присутствуют естественные отверстия (двери и т.п.).
- Самооптимизация. Устройства самостоятельно находят зоны с наиболее сильным сигналом, подстраиваются под них.
- Интеллектуальное управление питанием.
Сами машины должны быть миниатюрными, а питания должно хватать на долгое время. Помимо этого существует множество требований соответствия военным нормам: прочность, надежность, защита от механических воздействий, вибраций, устойчивость к критическим температурам, пыли, влаге. Скорость робота по естественным для города поверхностям (асфальт и т.п.) должна составлять 0,5 м/сек. Мало того, LAN-дроид должен самостоятельно обнаруживать препятствия и преодолевать их, хотя бы на самом примитивном уровне. На реализацию подобной программы отводится три года.
Посему можно предположить, что даже имея множество машин, поддерживающих протоколы JAUS и/или CIP, без LANdroid’ов любые операции кроме как на уровне несложного природного ландшафта сильно затруднены.
Интересный момент…
Как многие знают, в этом году должны состоятся DARPA Urban Grand Challenge 2007, то есть гонки автономно управляемых машин в рамках городской местности. При этом ездить они будут по муляжу города (трасса 96,5 км). Машины будут самостоятельно следить за разметкой, объезжать препятствия и другие машины, производить парковку и т.п.
Команда, победившая в прошлых соревнованиях от DARPA, описывая свою новую разработку на базе Volkswagen Passat, заявили, что их изобретение должно очень сильно заинтересовать автопромышленников. Возможно, так оно и будет. Но посмотрите на сами акценты! Должно заинтересовать не военных(!), а автопромышленников. И действительно, хорошо ездить по муляжу города и т.п., а если ту же разметку завалило снегом или засыпало песком? А как быть с грунтовыми дорогами и т.п. Конечно, военным такие «нежные» автомобили не очень-то и понадобится. Хотя само соревнование обещает быть интересным (намечено оно на 3 ноября).
Между тем, в августе в Швейцарии прошла выставка-соревнования C-Elrob, это «гражданский» вариант Elrob, и о первом событии, произошедшем в прошлом году, мы писали на 3DNews в 1-й и 2-й частях материала «Евро-роботы». Гражданский вариант оказался не таким развернутым по количеству участников, чему можно найти несколько причин (хотя бы DSEi, проводимая в сентябре). Соревнования проходили в городской местности, в рамках природного ландшафта, а одним из пунктов состязаний было совместное взаимодействие UGV и UAV (беспилотных наземных машин и авиации). Но… гражданский С-Elrob не будет интересен нашему читателю так, как, например, соревнования прошлого года. Это уже как бы история робототехники. Да, обнаружение взрывчатых веществ, а также химических, биологических, радиационных и т.п., включая спасательные операции — это важное дело, но оно уже достаточно изучено, мы знаем, как и из чего должны состоять подобные роботы, и обычно они различаются по самой двигательной платформе и ее реализации, а в машинах для спасения имеется еще несколько важных функций, вернее, их реализаций.
DSEi 2007
Представьте себе несколько гектаров, на которых собрана вся самая современная военная техника (более 1200 компаний из 36 стран мира). У входа собралось большое количество, скандирующих: «Нет оружию!» А количество технических ноу-хау указывает на то, что это выставка не военная, а скорее научная, собравшая весь цвет инженерно-технической мысли. Это проходит Defense Systems & Equipment International Exhibition 2007 (сокращенно DSEi). Ведутся разговоры о (как минимум) многомиллионных контрактах, военные не дают особенных комментариев, а журналисты строчат репортажи с «броскими» заголовками типа «Под грифом «секретно». Хотя в общих словах то, что предлагают некоторые участники, объяснить можно, что мы и попробуем сделать. Причем в ряде случаев мы опишем не только модели, но и сами современные технологии.
01db Metravib (Франция)
Системы, которые обнаруживают и локализуют акустические вибрации. Компания выпускает решения, способные указать на места произведения выстрелов (плюс проследить их траектории), что помогает, например, узнать, где расположен снайпер, также указать точные координаты мест передвижения транспорта и так далее. Спектр решаемых задач достаточно широк, причем разработки компании уже реально используются вооруженными силами и специальными подразделениями множества стран, то есть в этом сегменте компания очень известна. Есть и комплексные решения. Кстати, что самое интересное, деятельность 01db Metravib можно назвать неким логическим продолжением таких очень смешных на первый взгляд военных устройств прошлого, как акустические радары. Причем тогда, как и сейчас, все держалось в рамках строжайшей секретности. Позволим себе несколько иллюстраций из прошлого, взятых с одного из исторических сайтов (www.dself.dsl.pipex.com). А о принципе действия можете догадаться сами (а как еще можно было узнать месторасположение самолета или противника?).
3D Scanners (Великобритания)
Судя по логике, в данном случае речь идет о компании 3D Scanners (UK) с сайтом www.3dscanners.co.uk. Просто подобное название очень распространено, как, собственно, и те задачи, которые решаются в его рамках. Речь идет в первую очередь о 3D-сканировании. В прошлом эта ниша была очень востребована в производстве, причем о новых технологиях тогда не знали, и первые 3D-сканеры были механическими. Для чего? Представьте себе ситуацию, когда вам необходимо максимально точно отобразить математическим образом неровную поверхность, например, кузов автомобиля. Как это сделать лучше всего? Механический способ нес в себе идею, заключающуюся в том, что есть некая матрица со щупами, которые можно вручную (после придумали и автоматический вариант) устанавливать на определенные глубины. Также это мог быть и один щуп на штативе, а данные снимались точка за точкой строками, в то время как штатив смещался на равные отрезки. В результате «снималось» определенное количество точек поверхности, и на базе этих данных уже можно было составлять некие математические модели.
Современные 3D-сканеры в большинстве случаев уже подразумевают лазерное сканирование. И это широко используется не только в производстве, но и у военных, а современные роботы включают такие устройства для анализа окружающей местности. Также военных очень интересуют варианты создания трехмерных карт местности. Раньше придумывались различные технологии, причем они разрабатывались на уровне передовых исследований в вузах, а большинство современных решений вертится вокруг единственной идеи: совмещение обычного изображения с видеокамер(ы) с данными о одного или нескольких лазерных сканеров. Это, кстати, часто можно увидеть в беспилотных наземных машинах (UGV). Трехмерное сканирование таке очень популярно и в науке, и в индустрии развлечений при создании 3D-моделей. Например, если вам нужно изобразить в цифровом виде нечто сложное, то необязательно рисовать объект «от руки», гораздо проще найти что-то подобное среди материально существующего и просто отсканировать его.
Но все же вернемся к продукции 3D Scanners (UK). В 2006 году основным направлением их усилий стало восполнение самой слабой ниши, а именно создания софта для 3D-сканеров различного типа. Этот шаг очень напоминает то, что некогда решила делать знаменитая Adobe, сконцентрировав в начале 80-х свое внимание не на производстве чего-то собственного, а на всецелой программной поддержке печатающих устройств от других производителей. Согласитесь, что сходство налицо, только тут речь идет о трехмерных сканерах. Ключевой программой от 3D Scanners (UK) является PolyWorks, которая оптимизирована под различные задачи.
3e Technologies International (США)
А вот если вы зайдете на сайты какого-нибудь очень крупного производителя, часть технологий которого укрыта за семью печатями, то найдете там лишь несколько страниц, на которых в двух-трех предложениях рассказывается: «мы делаем это, это и это». Конкретного очень мало, практически ничего, да и зачем: проще участвовать в специализированных выставках и т.п.
В общем, данная компания занимается выпуском беспроводных программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих охрану, слежение за технологическими процессами и т.п. Причем вариантов решений для самых различных сфер предлагается масса. Правда, конкретной информации, выставленной на всеобщее обозрение, не слишком много. В общем, идея такова: зачем делать те же охранные сети проводными, если wireless-технологии уже достаточно развиты. Мало того, они позволяют собрать в сеть определенное количество различных устройств, и как пример можно привести системы наблюдения с воздуха. Среди оборудования и решений от данной компании можно отдельно указать системы слежения за RFID, очень модная тема. Также слежение за любым сложным производственным или техническим процессом. Ну, конечно, связь и взаимодействие между кораблями, авиацией, тех же полицейских машин, к примеру.
M (Великобритания)
Многие из старых прожженных компьютерщиков помнят логотип «3M» на дискетах. И, вообще, очень часто люди думают, что производители электроники, всевозможной компьютерной продукции являются очень «мирными» компаниями. Ну да, артиллерийские орудия с логотипом Samsung не продаются в супермаркетах.
Хотя, если говорить о 3M, то на выставке ничего явно агрессивного они не представили. Компания продемонстрировала систему Vikuiti Super Close Projection. В принципе, она используется во множестве современных разработок от фирмы, а суть ее заключается в том, что это ноу-хау в области проекционной техники, а может, и ее новое поколение.
Дело в том, что 3M предлагает проекционную технику, которая дает суперкачественное изображение при очень малом расстоянии самого проектора от экрана, и даже при острых углах расположения одного от другого. То есть проектор может, например, располагаться практически над экраном. Это позволяет, в первую очередь, экономить место, делать систему компактной и даже трансформируемой. То есть использоваться в рамках небольших офисов, в домашнх условиях и т.п.
Естественно, это очень хорошо подходит для проведения всевозможных конференций и брифингов, проводящихся, например, в полевых условиях или же в рамках временных штабов…. Данные технологии являются доступными для обычных смертных, и их описание можно найти на сайте www.3m.com.
ABB Analytical Solutions – BOMEM (Канада)
Обычно на сайтах серьезных научных компаний перечисляется весь спектр потребительских сегментов: от фармацевтического производства до военной индустрии. ABB - не исключение, и в данном случае мы можем наблюдать явление, когда практическая наука чувствует рынок и приносит разработчикам реальную прибыль. Отрадно также отметить, что сайт www.abb.com частично поддерживает и русский язык, при этом поддерживает нормально, то есть не в стиле электронных переводчиков. Спектр их разработок действительно поражает, причем и область их применения распространяется на многие сферы современной науки и промышленности.
Среди ключевых элементов нужно выделить инфракрасные спектрометры и аналитические системы на базе преобразования Фурье различной дальности действия (Fourier Transform (FT) Mid/Near Infrared (IR) analytical system solutions and spectroradiometers).
Они используются во многих областях, включая и военную, а также позволяют производить специализированный анализ и исследования из воздушного пространства и космоса. Помимо этого такие устройства могут найти и находят применение в производстве чего-либо, в том числе и полупроводниковых устройств. С точки зрения робототехники, можно отметить, что данная компания занимается разработкой роботов с различной грузоподъемностью и радиусом действия для промышленности (серия IRB), к тому же у них имеется софт для офлайн-программирования таких машин. В общем, компания очень интересная и вполне научная.
Aero Tec Laboratories (ATL, Великобритания)
Выпускаемая продукция — баки(!), любых типов, конфигураций, размеров, предназначений. Без этих конструктивных элементов не обходится множество областей: к примеру, они выпускают баки для всех машин Формулы-1, для разнообразной военной техники и даже космических устройств. Естественно, они не обошли такую область как и UAV (беспилотные самолеты), комплектующие для которых должны обладать минимально возможной массой, максимальной вместимостью и прочностью, защитой от повреждений, высоких температур и взрывов.
Подобные изделия можно даже причислить к произведениям искусства. Полюбоваться ими можно на сайте www.atlltd.com.
Aero Vironment (AV, США)
Конечно, беспилотная авиация начала свое развитие гораздо раньше, чем беспилотная наземная техника. Причем первыми роботами в рамках реальных военных операций стали небольшие самолеты-разведчики. Наверняка многие помнят начало цикла статей на эту тему, например, упоминание того же Dragon Eye кое о чем напомнит интересующимся данным вопросом. Если нет, то позволим себе цитату из наших материалов 2003 года: «Название "Глаз Дракона" возникло неспроста, поскольку данный беспилотный самолет-робот может функционировать при различных типах освещенности и в разных климатических условиях. Его работа основана на связи с системой глобального позиционирования (GPS - Global Positioning System). На борту помимо систем дневного и слабоосвещенного дневного видения установлено инфракрасное видение. Помимо этого предусмотрены как варианты автопилота, так и управления с помощью оператора. Радиус действия составляет около 4,5 км (2,5 морских мили), а время работы составляет около 2-х часов».
И это была технологическая революция. А сейчас, как вы уже догадались, стало понятно, что данная машина разрабатывалась в компании Aero Vironment. Это не единственная их модель, и на сайте www.avinc.com вы найдете шесть различных по типам конструкций, размерам и выполняемых задач беспилотных самолетов, все функционируют и используются, причем не только в военных, но и гражданских целях: патрулирование местности, транспортных путей и т.п.
Akhter Computers (Великобритания)
Наверняка многие из вас рассматривали разделы компьютерных изданий со всевозможными гаджетами, например, суперпрочными мобильными телефонами, которые нельзя утопить и т.п. А данная фирма предлагает вещь, безусловно полезную для военных — ноутбук RX23015 с большим качественным суперярким экраном 15” с высоким разрешением 1400x1000 точек, наличием встроенной антибликовой системы (то есть он не отражает солнечных лучей) и интерфейсом, построенном на базе стекловолокна. Естественно, все сделано суперпрочным, водонепроницаемым, требует малого питания. Еще одна интересная опция - сам экран может быть чувствительным, хотя в ночном режиме можно работать с клавиатурой, у которой есть подсветка. Продолжение обзора по некоторым фирмам, участвовавшим в DSEi, - в следующем выпуске материала «Роботы-2007».
Промежуточное завершение
Как видите, 2007 год оказался очень бурным на события. Если говорить языком сравнений, большой монстр проснулся и показал себя во всей красе. Ну, раз показал, так нужно и рассмотреть его повнимательнее.
Технологии, описываемые нами, уже существуют в реальной жизни и являются прототипами для их следующего поколения, которое уже разрабатывается. А некоторые, как это часто случается, переходят в гражданскую область. Привести примеры? А откуда у вас интернет или мобильная связь? От писателей-сатириков или все-таки от военных технологий прошлого? Причем, если не говорить ни о каком коммерческом продолжении и опираться на точку зрения пацифистов (главный лозунг митингующих у входа на DSEi: «Disarm DSEi 2007»)… Каждый в этом мире хочет чувствовать себя защищенным, и военные отвечают в первую очередь за безопасность своих стран и их жителей. Плюс к этому, до сих пор можно считать, что военные технологии имеют прямое отношение к технологическому совершенствованию человечества, так было раньше, так будет в ближайшем будущем. Ну, а мирное существование или боевые действия — это уже зависит не от ученых и инженеров, и даже не от самих военных, а от политиков.
|